Паруса и яхтенное оборудование в Украине
ОБОРУДОВАНИЕ
ПО КАТАЛОГУ
Каталог Yachtglanz
Все паруса Вашей яхты
стр. 1   2
стр. 3    4  

Анатолий Шелудяков. Азбука парусного дела

(опубликовано в журнале «Шкипер» в 2004 году)

1.Все паруса вашей яхты

Каждый владелец яхты время от времени сталкивается с проблемой формирования комплекта парусов для своей лодки. Это может быть связано не только с выходом парусов из строя. Большинство яхтенных верфей мира продают серийные лодки с т.н. сдаточным комплектом парусов: грот, рабочий стаксель, штормовой стаксель. Остальные паруса волей-неволей приходится заказывать дополнительно. Проблема еще острее для тех, кто самостоятельно строит яхту, да еще и за свои деньги. Когда каждая копейка на счету приходится обходиться минимальным комплектом.

Нехватка парусов на борту не только причиняет неудобства во время плавания (излишний крен в свежий ветер или слишком малая скорость в тихую погоду), но и может серьезно повлиять на безопасность самой яхты (например, во время шторма вблизи подветренного берега). С другой стороны, каждый лишний парус требует дополнительных финансовых затрат, а также затрат труда на смену парусов при перемене ветра и отнимает для хранения и без того небольшой внутренний объем яхты. При формировании оптимального комплекта парусов необходимо учесть как можно большее количество факторов, как-то: предполагаемый маршрут и район плавания, размеры яхты, численность экипажа, тип вооружения и т.д. и т.п. Желательно также ознакомиться с информацией, приведенной на нашем сайте.

Все паруса на яхте, как по важности, так и по конструкции, можно условно разделить на основные, передние, дополнительные и штормовые. Основные паруса (грот, бизань, фок на яхтах, вооруженных шхуной и т.п.) крепятся, как правило, к мачтам и гикам и предназначены для постоянного использования. Основные паруса – это прежде всего универсальные паруса. Они используются на всех курсах и во всех ветровых условиях. Поэтому основные паруса – самые тяжелые (по весу ткани) и наиболее прочные по сравнению с другими.

Современные основные паруса (грота и бизани) оснащаются различными приспособлениями, которые существенно облегчают работу с ними и увеличивают их срок службы. Это прежде всего ползуны. Из-за снижения трения они значительно уменьшают усилия необходимые для подъема парусов. Установив в районе галсового угла фиксатор, предотвращающий выпадение  ползунов, и снасть для опускания паруса (нирал-фал) можно ставить и поднимать парус, не выходя из кокпита. Небольшая щель между мачтой и передней шкаториной, которая образуется при установке ползунов, не только не снижает, но наоборот увеличивает тягу паруса на лавировке.

Очень удобны для работы с основными парусами ловушки типа «Лейзи Джек» («Ленивый Джек»). Они представляют собой систему веревочных снастей, идущих от гика к мачте с двух сторон паруса. При опускании паруса веревки не дают парусу свалиться с гика на палубу даже при сильном боковом ветре. Если нижнюю веревочную часть ловушки заменить тканевой с разъемным зиппером по верхней кромке ткани, то получается прекрасный чехол для постоянного хранения паруса на гике.

В последние годы широкое распространение получили сквозные латы, причем не только на гоночных, но и на круизных яхтах. Они не только существенно улучшают аэродинамику паруса, но и ощутимо увеличивают срок его службы, т.к. парус почти не полощет и ткань меньше треплется. Сквозные латы замечательно сочетаются с ловушкой «Лейзи Джек». При отдаче фала, парус, опускаясь, укладывается в ловушке красивыми равномерными складками. Для того, чтобы это происходило легко на передних концах сквозных лат устанавливаются специальные ползуны, баткары. В отличие от обычных ползунов баткары работают не только при нагрузках направленных от мачты, но и в противоположном направлении. Для этого в их конструкции предусматривается установка роликов или шариков.

На круизных яхтах средних и больших размеров, особенно, чартерных, часто устанавливаются закрутки паруса в мачту или в гик. Такие устройства позволяют «легким движением руки» одного человека поставить или убрать парус и даже установить его нужную площадь. Однако, для настоящих яхтсменов эти закрутки – моветон. Для того, чтобы парус хорошо укладывался на барабане он должен быть плоским, поэтому ни о какой аэродинамике здесь не может быть и речи.

Передние паруса (генуи, стакселя, кливера и др.) устанавливаются на штагах и применяются, в основном, на острых курсах от бейдевинда до галфвинда. Лишь некоторые из них, например, кливера с высоко поднятым шкотовым углом можно нормально нести на  попутных курсах вплоть до полного бакштага. Передними их называют потому, что они всегда расположены впереди основных парусов. В отличие от основных, передние паруса – специализированные. Каждый передний парус имеет свой рабочий ветровой диапазон. Изготавливаются паруса для слабого, среднего и сильного ветров. Все они отличаются размерами и, соответственно, площадью и весом ткани. Кроме того, могут быть передние паруса для лавировки, для боковых ветров, для полных курсов и универсальные. Они отличаются величиной подъема шкотового угла над палубой. Комбинируя двумя параметрами, силой ветра и курсом, к радости парусных мастеров можно получить комплект из более чем десятка передних парусов. На практике, конечно, ограничиваются тремя-четырьмя наиболее употребимыми.

Стаксельные закрутки, в отличие от закруток  в мачту или гик, давно уже стали нормой на всех, даже небольших, яхтах. Они позволяют легко и быстро поставить или убрать парус. Наличие санпротектора (полос из специальной ткани по нижней и задней шкаторинам) позволяет защитить парус от солнца (в переводе с английского санпротектор – защита от солнца) в скрученном состоянии и хранить парус на закрутке. Некоторые особо качественные и, соответственно, дорогие закрутки дают возможность нести парус частично закрученным. Правда, злоупотреблять этим не следует, т.к. при этом парус может быть необратимо деформированным, да и детали закрутки можно повредить. Наиболее рациональный способ – установить две закрутки. На одной ставим большую геную, а на другой парус заметно меньшей площади, например, рабочий стаксель или стаксель-автомат. Такое вооружение (для одномачтовых яхт называемое тендером) позволяет гибко реагировать на изменение силы ветра и курса и развивать приличную скорость при благоприятных условиях.

Дополнительные паруса (спинакеры, геннакеры, блуперы и т.п.) крепятся к рангоуту и такелажу в трех точка (углах) и используются на боковых и попутных курсах, от галфвинда до фордевинда, дополнительно (отсюда и название) к другим парусам. На современных яхтах используются два типа дополнительных парусов: спинакеры и геннакеры. Конструктивно они почти не отличаются, у геннакера в отличие от спинакера боковые шкаторины имеют разную длину. Однако, способ установки и несения разные. Галсовый угол спинакера крепят к спинакер-гику и несут изменяя длины наветренного и подветренного брасов. Галсовый угол геннакера крепится в районе носовой оковки. Управляется геннакер только подветренным брасом. Для постановки и несения спинакера требуется достаточно квалифицированный экипаж, геннакером управлять может даже новичок. Однако, геннакер при всех своих преимуществах имеет и большой недостаток. Его очень тяжело нести на чистом фордевинде, приходится на попутном курсе идти бакштагами.

Для облегчения постановки-уборки спинакеров и геннакеров используются специальные чулки. Спинакерный чулок представляет собой тканевую трубу, в нижней части которой крепится кольцевой пластиковый гаситель. Чулок с парусом внутри поднимается на штатном спинакер-фале, специальной снастью он стаскивается с паруса, который при этом раскрывается. Чулок с гасителем во время несения паруса остаются вверху, у мачты. Для уборки паруса гаситель тянут вниз. Это приспособление позволяет одному человеку ставить и убирать паруса площадью до 250 кв. метров.

Обязательным условием безопасности любого, даже очень короткого, плавания является наличие на борту штормовых парусов. Лишь на небольших гоночных яхтах допустимо отсутствие штормового грота при условии наличия третьего ряда рифов на основном. Штормовые паруса имеют особо прочную конструкцию. Шкаторины ликуются тросом, боуты усиливаются. Правила некоторых гонок открытого моря требуют, чтобы штормовой стаксель был ярко-оранжевого цвета.

Все паруса Вашей яхты
стр. 1   2
стр. 3    4  
 

Информация, приведенная на сайте, является справочной. Фактические спецификации и стоимость продукции могут меняться без предупреждения

Omega Sailing - яхты, яхтенное оборудование, паруса Ksails в Николаеве, Херсоне, Одессе,

Тел. (050) 49 39 239